Плюсы и минусы самозанятости

11 октября 2024

Время на прочтение — 6 мин

https://mrpromokod.ru/wp-content/uploads/2024/10/54b002c0-cfa3-44bc-961c-b007bec5d1ed.webp

Почему лучше работать «в белую» и платить налоги

Статус самозанятого — своего рода способ государства вывести малый бизнес из тени. Самозанятые — это физлица, которые работают на себя и, как и юрлица, тоже платят налоги. Они оказывают услуги, по объявлению делают что-то за деньги или продают домашние пироги, например. Если человек регулярно получает доход, но не платит налоги, то он нарушает закон.

Раньше самозанятые не облагались налогом. Для этой категории придумали НПД — специальный налоговый режим. Работать по нему легче, чем регистрироваться в качестве ИП. У самозанятых минимальный налог. Самозанятость — легитимный статус для ведения бизнеса; и никаких вопросов от налоговой, потому что она видит в вас плательщика НПД.

Кто такие самозанятые

С юридической стороны самозанятые — это те, кто применяет специальное налогообложение, НПД. НПД — это налог на профессиональный доход.

Самозанятые работают без кассы, не сдают отчётность и не платят страховые взносы. Налоги платят, только если есть заработок: 4%, если клиенты физлица, 6% — если индивидуальные предприниматели или компании. А если, например, за месяц не было заказов и поступлений на счёт, то и налогов платить не надо.

Надо ли становиться самозанятым

Работать в качестве самозанятого — это значит работать легально. Если работаете без статуса самозанятого, значит, работаете неофициально и продолжаете уклоняться от уплаты налогов. Если налоговая узнает, что у вас есть постоянный доход, то ФНС назначит штраф и пени. 

Предприниматели раньше выбирали между ИП и ООО. Но вот что имейте в виду: ИП на упрощёнке подают декларацию, ООО — плюс к тому ведут бухучёт.

Статус самозанятого заявляет государству, что человек работает легально и платит налоги. При этом никаких отчётов и бухучёта. На другие плюсы самозанятости укажу ниже.

Как получить статус самозанятого

Получение статуса самозанятого — это электронный процесс, поэтому оформление самозанятости занимает несколько минут. Выбирайте один из способов:

Ниже рассмотрим преимущества и недостатки самозанятости.

Преимущества самозанятости

Зарегистрироваться просто. Обычно регистрируются в электронном виде. Идти в налоговую не надо и платить госпошлину — тоже. Нужны только паспортные данные и фото. Плюсы самозанятости кроются в простоте не только регистрации, но и налогообложения.

Легальный заработок. Самозанятый не вызывает вопросов у налоговой. Для налоговой вы работаете по белой схеме и открыто заявляете о доходах. С официальным статусом и регулярными отчислениями вы не получите штрафа, а ещё сможете отстаивать свои права в суде в случае разногласий с клиентами или другими предпринимателями.

Подтверждение заработка. У самозанятых есть официальное подтверждение доходов, поэтому они могут, например, получить кредит или ипотеку.

Небольшие налоги. НПД — это лёгкий способ работать легально. Налоговая ставка для самозанятых — 4% или 6%. Ставки зафиксированы до 2029 года.

Страховые взносы не обязательны. Минус в том, что может не засчитаться профессиональный стаж, но зато всё равно можно ходить в государственную поликлинику, потому что часть налогов покрывает медстраховку.

Можно работать в качестве наёмного сотрудника и быть самозанятым, одно не исключает другого. Работодатель удерживает с оклада НДФЛ в размере 13% и выплачивает страховые взносы. Самозанятый платит НПД со своего дополнительного заработка.

Например, вы бухгалтер в компании и получаете зарплату, а по вечерам берёте подработку: считаете налоги для знакомых и проверяете отчёты. В этом случае основной работодатель делает свои отчисления, а самозанятый платит НПД с дохода только от подработок.

Разрешается даже совмещать занятость разного рода. Например, вы штатный аналитик в IT-компании, а на выходных берёте заказы по дизайну интерьеров.

Самозанятый вправе работать с подрядчиками. Нельзя набирать сотрудников в штат, но можно оформить договор оказания услуг с другой компанией или ИП. Например, дизайнер интерьеров нанимает декоратора, оператор обращается к монтажёру после съёмок.

Никакой отчётности. Работайте без деклараций. Просто заявляйте о доходе, высылайте чеки клиентам и вовремя платите налоги.

Онлайн-касса не обязательна. Это ещё одна статья расходов, но не для вас. Фискальные чеки вы формируете в приложении, а высылаете по электронной почте.

Компаниям и ИП удобнее работать с самозанятыми. Компании и ИП платят НДФЛ и социальные взносы за исполнителей. Если они работают с самозанятым, то платят только за работу, а налоги и отчисления исполнитель платит за себя сам.

Статус самозанятого вызывает доверие. Самозанятые открыто взаимодействуют с государством, поэтому могут так же открыто заявлять о себе на рынке. Открытость вызывает больше доверия и позволяет расширить клиентскую базу в дальнейшем.

Недостатки самозанятости

Нельзя оформлять сотрудников в штат. Самозанятые работают самостоятельно. Если нужны другие люди, то нужно будет с ними заключать договор подряда или уже регистрировать ИП.

Заработок ограничен. Ставка налога 4% или 6% сохраняется до тех пор, пока ваш общий заработок меньше 2,4 млн рублей в год. Если зарабатываете больше, то нужно будет потом заплатить НДФЛ в размере 13%.

Нет социального пакета. Самозанятые предоставлены сами себе: они работают без официального отпуска и больничного.

Иногда банки не дают кредиты. Даже если самозанятый подтверждает доходы, бывает так, что банки всё равно отказывают или выдают кредиты на невыгодных условиях. Хотя ещё менее охотно банки дают кредиты тем, кто работает «в чёрную». 

Как принимать платежи, если я самозанятый 

Подключите интернет-эквайринг. Благодаря эквайрингу продавцы принимают платежи через платёжную форму или ссылку на сайте либо в соцсетях. Опубликуйте платёжную ссылку или сгенерируйте QR-код.

Настройте интеграцию с приложением «Мой налог». Оно заменяет кассу и налоговую отчётность. Система самостоятельно отправляет чеки в ФНС, а вы остаётесь в курсе начисленных налогов и сроков уплаты. Легитимность продаж — вот что нужно для самозанятого. 

Подключите Prodamus, и тогда клиентам будет удобнее покупать у вас из-за разнообразия способов оплаты. Prodamus работает с самозанятыми, ИП и ООО.

Преимущества Prodamus для самозанятого

11 способов оплаты

С помощью Prodamus эксперты и школы принимают деньги от клиентов по всему миру. Платёжный модуль принимает платежи в рассрочку, быстрые платежи, рекуррентные платежи и поддерживает другие удобные для покупателей способы. Благодаря разнообразию способов оплаты клиентам легче покупать — и они не уходят к конкурентам.
3 месяца без комиссии
Если принимаете платежи по реквизитам, российским картам, через «Быстрый платёж» или «Сбер», то для вас не будет комиссии с первых 100 000 ₽ оборота или первые три месяца.
Рассрочки и кредиты

Разнообразие рассрочек привлекает клиентов. Даже если в одном банке не одобрили рассрочку, есть шанс, что одобрят в других. Общая одобряемость рассрочек и кредитов через Prodamus — 89%.
Инструменты для раскрутки бизнеса
В платёжный модуль входит конструктор воронок, платежи по подписке, единое окно коммуникаций и виджеты. Инструменты помогают сэкономить время и работать быстрее.


Частые вопросы

В чём риски самозанятости?

Самозанятые должны высылать чеки об оплате. Налоговая следит за чеками и выплатами в бюджет. Здесь немного больше забот, чем у физлица. Если опоздать со сроками, то можно получить штраф. 

Что изменится, когда я стану самозанятым?

Вы перестанете бояться налоговой и проверок. Для госорганов вы — прилежный налогоплательщик, вам не грозят штрафы и судебные иски из-за неуплаченных налогов или потому что занимаетесь бизнесом без регистрации.

Как проверяют самозанятых?

Налоговая отслеживает: 

  • Выдаёт ли самозанятый чеки
  • Не превышает ли он порог дохода
  • Платит ли вовремя налоги